НАРОДУ НУЖНЫ БОЕВИКИ...
Голливуд называют "фабрикой грез", намекая
на то, что, мол, там производство такой тонкой материи, как художественные
фильмы, поставлено на конвейер. На самом деле так оно и есть.

Сразу после того, как Форд догадался поставить на
конвейер производство автомобиля, умы из Голливуда сразу же задумались
над тем, а нельзя ли по похожему принципу организовать выпуск кинопродукции.
Оказалось, можно: акт художественного творения распался на множество
мелких операций, подчиненных дирижерской палочке экономистов. На
подготовку сюжета сценаристам отводили не дольше недели, потом сценарий
передавали по цепочке дальше, а сценаристы, не дожидаясь результата,
снова горбились над столами, выдумывая сюжетную линию следующего
фильма. На съемки отводили две, редко три недели. По окончании этого
срока студию очищали для новых съемок. Режиссер не уложился в график?
Тогда все недоснятое отправляли в корзину - как и на фордовском
конвейере ритм был дороже любых издержек. В результате фильмы начали
сходить со "стапелей" Голливуда с неслыханной прежде скоростью:
до 400 картин в год!
Как и у рабочих на фордовском конвейере, у многих
деятелей искусства от всей этой круговерти "ехала крыша":
актеры и режиссеры стрелялись, вешались, травились, а чаще спивались...
Поразительно, но экономисты, заварившие всю кашу,
в итоге оказались правы: художественные неудачи, неизбежные в такой
спешке, с лихвой покрывались прибылью от проката остальных картин,
получавшихся более-менее ничего. Голливуд фантастически разбогател!
Боссы Голливуда, став фабрикантами, со временем озаботились
типично рыночной проблемой - какой жанр является самым-самым кассовым?
Поиски растянулись на полвека. Перепробовано было все, пока наконец
в конце 70-х не родился поистине царственный жанр "экшен",
что в переводе означает "фильм действия". Вот это, действительно,
была находка! В тех же детективах полицейские из года в год ловили
одних и тех же воров, а вот "экшен" предоставлял киношникам
неслыханную прежде свободу фантазии. В самом деле, никаких тебе
сюжетных рамок! Герой мог быть кем угодно и сражаться с кем угодно
- от арабских террористов до инопланетных чудищ. Главное, чтобы
слов было поменьше, а вот спецэффектов, т.е. стрельбы, взрывов и
разных чумовых трюков, побольше. Понятно, что новое кино нуждалось
в новом герое. Вот тут как раз в Голливуде и появился Арнольд Шварценеггер.
Джейм Камерон, поразивший киномир феноменальной зрелищностью своего
фильма "Терминатор-2", суммировал его амплуа афористично
кратко: "Арнольд - это мой самый главный спецэффект!"
...А БОЕВИКАМ - АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР!
Можно подумать, что фраза Камерона всего лишь комплементарное
преувеличение. Однако, давайте внимательно проанализируем все то,
что происходит в области фильмов "экшен" сегодня.
Недавний хит Арнольда "Старатель" принес
больше 100 миллионов долларов, а вот фильм Сталлоне "Дневной
свет" с треском провалился. Провальными оказались ленты "Долгий
поцелуй на ночь", "Флед" и "Соло", хотя,
по мнению критиков, они скроены по всем законам жанра "экшен".
Такие "мэтры" прошлого как Рейнольде и Чак Норрис вообще
выпали в осадок. Ну а Чарльза Бронсона вы едва ли вспомните, даже
если сильно наморщите лоб.

Кинокомпании, жаждущие повторить финансовый успех
Арнольда, привлекают в "экшен" актеров высочайшей пробы,
вспомните хотя бы Тома Круза. А что в итоге? Полное равнодушие зрителя!
Так может быть, все-таки прав Камерон? Быть может,
весь секрет бешеного взлета жанра кроется в Арнольде, и только в
нем? Если так, то становятся понятны хронические провалы последних
лет. Жарн "экшен" не терпит другого героя, кроме Арнольда.
Сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что
парень, первым снявший Арнольда в фильме "Геркулес в Нью-Йорке",
хотя и прорубил ему окно в мир кино, не понял главного. Сам он не
был спортсменом, а потому воспринимал мускулатуру Арнольда как типичный
обыватель того времени. Над культуристами было принято иронизировать,
вот и он пригласил зрителя посмеяться над неуклюжим, слишком большим
"качком". Роль дурачка не пошла знаменитому чемпиону,
и фильм провалился.
Режиссер Джо Милиус, снявший Арнольда в "Конане",
был полной противоположностью автору "Геркулеса..." Прирожденный
спортсмен, он тонко чувствовал поэзию силы, обожал бодибилдинг и
потому видел в Арнольде то, что видели миллионы фанатов "железа"
по всему миру - почти эпическую мощь духа. В самом деле, за что
мы, культуристы, любим Арнольда? За его колоссальную мускулатуру?
Конечно же, нет.
Просто мы знаем, что за такими мышцами стоит настоящий
личностный микрокосм, перед которым мы не можем не преклоняться.
Знал это и Миллиус. Он первым взялся рассказать об этом с экрана,
и хотя он снимал сказку, он не собирался обманывать зрителей в главном
- в истинной силе своего героя. У Арнольда не было дублера. Зачем?
Арнольд сам на глазах ошеломленного зрителя валил наземь лошадей,
совершал головоломные трюки и разил врагов огромным совершенно натуральным
мечом, весившим более 25 килограммов. Такой меч Миллиус увидел в
одном из музеев и заказал копию, рассудив, что Арнольд ничем не
слабее сражавшихся таким мечом ландскнехтов.
"Конан" стал попаданием в десятку. Этот фильм сделал Арнольда
"звездой", но следующий фильм "Терминатор" превратил
его в суперзвезду.
Режиссер "Терминатора" Джеймс Камерон, вовсе
не культурист, даже сегодня вряд ли понимает все величие своего
замысла снять Арнольда в роли беспощадного и неуязвимого киборга.
Если Милиус показал с экрана физическую красоту бодибилдинга, то
Камерон, сам того не осознавая, совершил прорыв в метафизические
глубины этого вида спорта. Любой думающий культурист рано или поздно
переосознает то внешне простое занятие, ради которого он регулярно
ходит в зал. До него доходит, что бодибилдинг, давая ему власть
над собственным телом, тем самым наделяет его именно метафизическим
величием. Представьте, вы вступили в схватку с природой, теми самыми
силами, которые движут планетами, и выиграли ее. В этом смысле любой
культурист, проламывающий генетические барьеры, - это, действительно,
метафизическое существо, имеющее мало общего с простыми смертными.
После "Терминатора" Арнольд мог бы пойти
по проторенной дорожке и сняться в фильме про полицейских, как,
например, Сталлоне. Но он решил выждать, пока ему в руки не попадет
совершенно особенный сценарий. Наконец подходящий сценарий нашелся.
Он назывался "Коммандо".
До смешного надуманный сюжет Арнольд сумел превратить
в абсолютно достоверный. Персонаж Арнольда был живым вариантом уже
известного киборга. По крайней мере, таким же неуязвимым и беспощадным.
Но, вдобавок, у него было то, чего недоставало киборгу - чисто человеческое
обаяние. Его привнес в персонаж сам Арнольд.
Известно, что Арнольда отличает большое чувство юмора.
Он никак не мог держаться в рамках диалогов, предписанных ему сценаристом.
Прямо на съемочной площадке он переиначивал речь своего персонажа,
заставляя всю съемочную группу "ржать" до коликов в животе.
Чего стоит только один из его "перлов": "Ты хороший
парень, Салли. По крайней мере, лучше всех остальных. Поэтому я
прикончу тебя последним!"
"Коммандо" в итоге стал признанным шедевром
жанра, однако потом Арнольду долго не везло со сценариями. Явно
неудачными получились "Грубая сделка" и "Рыжая Соня"
с Бригит Нильсен.
Арнольду пришлось ждать не один год, прежде чем под
пером сценаристов ожил "Хищник". История проста: герой
должен вышибить мозги из инопланетного монстра. Арнольду в фильме
почти не пришлось разговаривать, однако прокат принес ему сверхчеловеческую
славу!
Потом был "Бегущий человек". Опять потрясающий
успех!
Дальше с Арнольдом приключилось кое-что неожиданное: он снялся в
комедии "Близнецы" с коротышкой Денни Де Вито. Получилось
просто здорово!
СТАВКИ РАСТУТ!
90-е годы Арнольд открыл мощным хитом "Вспомнить
все". Снимал фильм Пол Верховен - признанный мастер фильмов
"экшен", достаточно упомянуть ленту "Робот-полицейский".
Последние три фильма Арнольда принесли около полумиллиарда долларов,
однако "Терминатор-2" один побил этот рекорд! Режиссером
опять был Камерон. К тому времени он успел снять "Чужих"
как продолжение ленты другого режиссера Ридли "Чужой".
Такого рода кинематографические проекты редко бывают успешными,
но Камерон доказал, что нет правил без исключений. Вот и сейчас
он задумал снять вторую серию про Терминатора, однако совершенно
изменил полярность главного героя. И снова Терминатору сопутствовал
успех, да еще какой! Все представления о мыслимой прибыли фильмов
были напрочь побиты!
Насчет другого фильма Арнольда "Последний герой
боевиков" ходит много противоречивых слухов. Говорят, что фильм
был провальным. На самом деле это совсем не так! Он был пущен в
прокат вместе с "Парком Юрского периода", и динозавры
пожрали киноаудиторию.
"Правдивая ложь" - это история человека,
который живет двойной жизнью. С одной стороны, он - секретный агент,
а с другой обыкновенный клерк, который скрывает свою истинную профессию
от домочадцев. История, казалось бы, бесхитростная, тем не менее,
она вновь принесла Арнольду миллионы.
Потом Арнольд снова попробовал себя в комедии, но на этот раз безуспешно.
Фильм "Джуниор" не принес расчетной прибыли, что в общем-то
понятно - кому охота смотреть на беременного Шварценеггера!
"Стиратель", вышедший прошлым летом, слава
богу, вернул нас всех в привычное русло. Фильм отличает напряженный
сюжет и обилие беспрецедентных трюков. На видео лента многое теряет,
но на большом экране смотрится на одном дыхании.
Еще одна роль Арнольда - это потрясный доктор Фриз
из фильма "Бат-мен и Робин". Редкий случай - Шварценеггер
играет не главную роль, тем не менее, снова "мочит" врагов
направо и налево и опять делает это с юмором.
К 2005 году Арнольд снялся еще в нескольких супер
хитах, таких как "Шестой день", "Конец света",
Терминатор-3".
В свои пятьдесят лет Арнольд остается суперзвездой приключенческого
кино. И будет ею еще долгие и долгие годы. С чем мы себя и поздравляем!
|